Об истории железных дорог

Подробнее см. в разделе http://www.1520mm.ru/history/

Несмотря на сопротивление консервативно настроенной части руководящих кругов, передовые умы России добились в 1836 г. разрешения правительства на строительство первой в стране железной дороги Петербург — Царское Село — Павловск. Ее сооружением руководил профессор Венского политехнического института чех Ф. А. Герстнер.
Ширина колеи была установлена в 6 футов (1829 мм), что обеспечивало большую устойчивость карет, перевозимых на платформах. В плане дорога представляла прямую линию с уклоном не выше 2 ‰.
Рельсы для Царскосельской дороги длиной от 3,7 до 6,9 м получали из Англии и Бельгии. Они укреплялись на деревянных, осмоленных, сосновых шпалах длиной 3 м, уложенных непосредственно на насыпь и расположенных друг от друга на расстоянии 3 фута (0,9 м). Двухголовые рельсы крепились посредством клиньев в чугунных подушках, которые «пришивались» к шпалам нагелями.
В 1876 г. на Царскосельской дороге был уложен второй путь, а после 1900 г. колея была перешита на общепринятую в России 1524 мм (5 футов).
Экономического значения дорога не имела, но доказала, что глубокие снега и метели не являются препятствием к сооружению и эксплуатации рельсовых путей в северных районах страны.
В 1839 г. началось сооружение Варшаво-Венской железной дороги. Ширина ее колеи была принята западноевропейская — 1435 мм. Рельсы для нее заказали также за границей.
Для эксплуатации линию открыли лишь в апреле 1848 г. Протяженность ее составила 307 км с ответвлением 21,3 км.
Таким образом к 1850 г. в России были сооружены две железные дороги общей протяженностью 355 км. Были они малодоходны и не могли стимулировать новое транспортное строительство.
Крупнейшим достижением отечественного инженерного искусства стала постройка Петербурго-Московской магистрали протяженностью 650 км. Сооружалась дорога одновременно с двух концов в течение 8 лет (1843— 1851 гг.).
Замечательный по техническому оформлению и исполнению рельсовый путь был впервые построен по проекту русских инженеров. Дорога имела 184 моста, 69 труб и 19 путепроводов. Здесь впервые применили широкоподошвенные рельсы. Они имели 5486 мм в длину и 78 мм в высоту, вес составлял 29,5 кг на 1 пог. м.
На магистрали, отличающейся почти прямым направлением, предельные уклоны составляли от 2,5 до 5 ‰, на Веребьинском подъеме — 7,8 ‰.
Вся линия была разбита на 8 перегонов длиной от 78 до 86 км. В соответствии с этим построили 9 паровозных депо. Локомотивы и бригады менялись после каждого перегона.
Здания паровозных депо строились круглыми. Каждое из них вмещало 18 локомотивов, стоящих в радиально расположенных стойлах. В центре здания имелся поворотный круг. При каждом депо находились ремонтные мастерские.
В 1844 г. Александровский механический завод в Петербурге передали в ведомство путей сообщения. Здесь началось строительство отечественных паровозов и вагонов. Уже к 1849 г. завод построил 42 пассажирских и 120 грузовых паровозов. Вес последних не превышал 30 т.
Как локомотивы, так и вагоны снабжались с каждой стороны только одним буфером, сцепление производилось крючьями без винтовой стяжки.
Первые пассажирские вагоны Александровского завода выпускались восьмиколесными, на двух тележках с чугунными литыми колесами без бандажей. Они не имели отопления и туалетов. Освещение применялось свечное или газовое. Как на грузовых, так и на пассажирских поездах были ручные тормоза.
Петербурго-Московская магистраль стала экономически выгодной. Наряду с пассажирскими здесь эксплуатировалось много грузовых поездов. Они состояли из 15 вагонов и перевозили со скоростью 16 км/ч до 200 т грузов.
Опыт строительства первой двухпутной дороги в дальнейшем использовался при сооружении всех новых железнодорожных линий. Из трех существовавших в то время размеров колеи общепринятым для отечественных магистралей стал именно этот — 1524 мм, переведенный в последние годы на более целесообразный — 1520 мм.
Вначале дорога именовалась Петербурго-Московской. В 1855 г. Александр II при вступлении на престол переименовал ее в Николаевскую. А в 1923 г. в честь годовщины победы социалистической революции дорога получила название Октябрьской.
Первый, опытный, период строительства отечественных железных дорог заканчивается Крымской войной 1853—1855 гг. За это время было сооружено всего 1026 км рельсовых путей.
По статье ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ. Автор — канд. техн. наук Н. И. СУБОЧ
Историю железных дорог с первых лет существования до настоящего времени Вы найдете в разделе История железных дорог по адресу http://www.1520mm.ru/history/ .



Оставьте комментарий